Когда мы
говорим и возрастных кризисах, то должны понимать, что это новый этап. Это те
самые экзамены, которые надо сдавать. Здесь нет экзаменационных билетов, нам
просто задаётся чаще всего один- единственный вопрос, но именно этот вопрос
является ключевым. И если мы находим на него ответ, то мы можем идти дальше.
Человеческая
жизнь проходит семилетними циклами. Пока мы маленькие- наши экзамены сложные,
но нам помогают их сдавать (родители, окружение, физиология). Чем старше мы
становимся, тем чаще мы остаёмся один на один с экзаменатором. Многие из
возрастных кризисов людьми не преодолеваются. Потому что ответить на вопросы
сложно. Для этого надо осознать всё, что с тобой происходило, весь прошлый
опыт, осознать себя в этом состоянии и сделать выводы.
Первый
возрастной кризис- это момент рождения.
И экзамен мы сдаём своим фактом
существования: в момент прохождения родовых каналов ребёнок умирает в той
реальности, в которой он был, и воскресает уже в новой. И надо найти в себе
резерв для этого воскрешения. Если мы не сдались в процессе, выжили и захотели
жить дальше- экзамен сдан, и кризис реализован.
Первые 7
лет-это самый важный возраст, потому что происходит большой прогресс
физиологического роста, запускается много программ для развития и дальнейшей
реализации.
И к 7
летнему порогу мы подходим уже с определённым опытом: всё, что мы могли взять
из семьи- модели поведения, уровни взаимодействия, базовые навыки
эмоционального контакта, распределение границ, правил, семейные сценарии и так
далее. Семья ребёнка- это его вселенная, и он берёт из неё всё, что может.
В
6-7 лет нас ждёт кризис социализации.
Мир ребёнка резко распахивается. Он становится
гораздо больше, объёмнее и интереснее. И если до этого ребёнок воспринимал своё
окружение- просто как интерактивную игру, сейчас он начинает понимать, что все
вокруг- такие же как он, они тоже грустят, любят, плачут- в точности как он,
что они все-живые.
И
оказывается, что таких людей много. И ребёнок переключается на сверстников. И
их мнение становится даже важнее родительского мнения. Этот кризис проживается
достаточно легко, если ребёнок к нему подготовлен. В ребёнка должно быть
заложено понимание, что взрослым быть хорошо, иначе он останется инфантильным.
Не хочу взрослеть, отстаньте от меня с вашими уроками и правилами. Если
родители стараются продлить его детство, искренне считая, что в детстве лучше,
то ребенок просто не готов выйти в люди. Поэтому ребёнок должен уже понимать-
взрослым быть хорошо, чем мы старше- тем у нас больше свободы.
Следующий
кризис- в 14 лет.
Он не зря называется переходным. Мы окончательно расстаёмся с
детством. Происходит половое созревание. Опыт первой любви, часто
неразделённой. Мы как бы инициируемся в новые переживания. Дети не умеют любить
как взрослые. Они умеют быть благодарными, радоваться, чувствовать и ощущать
близость. Они чувствуют любовь, направленную на себя. И эта модель любви часто
сохраняется надолго. Нам важно, чтобы любили нас, а не мы сами.
И этот кризис- как раз переход на уровень
взрослых отношений. Суть его в том, что подросток уже себя считает взрослым
(первая любовь, курение, алкоголь, возможно и первый сексуальный опыт), а
окружение считает его ещё маленьким. Происходит столкновение двух оценок- меня-
мной, и меня- социумом. Т.е. есть моя реализованность, и есть социальная
успешность. И люди выбирают, что для них важнее. Выбирается стиль жизни- будем
ли мы бунтовать против общества, или мы будем осваивать правила социума и
вживаться в него. Потому что наша задача- научиться жить в этом социуме до
момента следующего кризиса. Мы научились жить в семье, потом в сообществе,
теперь надо освоить социум. Мы формулируем свои базовые жизненные ценности,
понятие добра и зла, споры о жизни, отстаивание своих взглядов на жизнь- и
перед родителями. Мы чётче определяем конкретные задачи и цели, выделяем важное
и не очень. Поэтому именно в этом периоде подростки бывают такими «чёрно-
белыми». Осваивается романтика парных отношений. Именно этот период мы вспоминаем
с таким теплом- 18-20 лет. Одна из задач- научиться быть романтичным. Научиться
ценить чувства и ценить конкретного, другого человека. Это период максимальной
романтики. И наше поисковое поведение, которое в нас работает, приводит к
выбору партнёра.
И вот наступает следующий кризис,
начиная с
которого можно говорить о застревании. Потому что часто бывает так, что кризис
приходит вовремя, когда он и должен случиться, но мы его не реализуем, мы не
сдаём этот экзамен и просто не проходим дальше. Продолжаем тусоваться в этом
периоде. Бывает, что и ещё откатимся назад. Обратите внимание на посетителей
пивных баров. В основном, там сидят люди после 30, или около того. И все они-
как подростки- по уровню проявления, поведения, юмора. Хотя, вроде, уже и
взрослые. Это- застрявшие. Какие-то кризисы у них не пройдены. Кризис 21 года-
это кризис взросления. Иногда его называют кризисом родительской инициации,
потому что считается, что наше поисковое поведение уже должно отключиться, к
этому моменту мы должны уже найти того, кто нам подходит для жизни. Создать
пару (парные отношения -это отношения двоих, а семья- это всегда наличие
ребёнка). Кризис характеризуется как раз тем, что эта пара выпадает из
привычной тусовки. Она меняет чувство общности на чувство близости. Потому что
общность возможна со многими людьми, а близость прочувствовать только с одним
человеком.
И нам уже не
хочется переделывать мир и бунтовать против него. Потому что пришло взросление.
А если вы не прошли эту родительскую инициацию, не сдали этот экзамен, то вы
всю жизнь будете потихоньку бухтеть, выражать недовольство миром. И все вам
должны, а вы- никому и ничего.
Чем
отличается подросток от взрослого? Подросток сосредоточен на своих интересах, и
его задача- отстоять свои интересы в борьбе с чужими. А взрослый человек
учитывает интересы тех, кто находится с ним рядом. Это совсем другой фокус: я
не включаю музыку после 23-00 не потому, что боюсь наказания, а потому, что не
хочу мешать своему соседу, у которого маленькие дети. Я не делаю этого не
потому, что попросил сосед, а потому, что я про него подумал и постарался
учесть его интересы. Это – взрослая позиция.
Именно в
этот период, примерно до 25 лет, мы наиболее привлекательны для
противоположного пола. Это пик сексуальности. Это надо для того, чтобы в нас заиграли феромоны, чтобы мы могли переступить через страх парных отношений. И всё это
для того, чтобы мы смогли сделать выбор и создать пару. Это не значит, что
потом мы ставимся хуже. Просто фокус внимания тех, кто с нами взаимодействует,
перемещается на другие области нас самих, на другие грани нашей личности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.